Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Служба государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению государственного строительного на

1 Сентября 2017
69
0
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом Российской Федерации 1.Общие положения. 1.1. Основные понятия и сокращения, используемые в обзоре.

Таблица №1
Термин, сокращение Определение, полное наименование

Служба

Служба государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа

Автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Подконтрольные субъекты Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых проводятся контрольно-надзорные мероприятия
Строительный надзор Региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон № 294- ФЗ

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Градостроительный кодекс

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации.

1.2. Перечень основных действующих нормативно-правовых актов.

1.2. В соответствии с пунктом 2.1 Положения "О службе государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа", утверждённого постановлением Правительства автономного округа от 18 января 2012 года № 12-П (далее – Положение), служба осуществляет государственную функцию «Осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации». Осуществление регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регламентировано статьёй 54 Градостроительного кодекса. В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года № 54 утверждено Положение «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации». Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года № 1129 утвержден руководящий документ РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06 марта 2007 года, регистрационный 9053). Сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия должностных лиц службы с юридическими и физическими лицами при осуществлении регионального государственного строительного надзора установлены административным регламентом по исполнению государственной функции, который утвержден приказом службы от 28 апреля 2016 года № 10-ОД. Вышеуказанными нормативными актами определен порядок организации проверок, ограничения при проведении проверок, порядок оформления результатов проверок, меры, принимаемые должностными лицами в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок, обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), при проведении проверок, ответственность должностных лиц при проведении проверок. Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) установлены следующими нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – федеральный закон № 384-ФЗ) установлены требования безопасности к зданиям и сооружениям любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения) на всех этапах жизненного цикла. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 года № 1521-р утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 года № 365 утверждён Перечень
документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности объектов защиты для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарные эпидемиологические требования для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан. Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены требования по предотвращению организациями, осуществляющими строительную деятельность, негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию её последствий. Вышеуказанные нормативные правовые акты регламентируют деятельность службы и должностных лиц службы в полном объеме, доступны для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможны для исполнения и контроля. Признаки коррупциогенности отсутствуют. Информация о нормативных правовых актах регламентирующих деятельность службы и должностных лиц службы размещена на официальном сайте службы http://sgsn89.ru/.


1.3. Цели и задачи обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности осуществляемой на территории автономного округа службой являются: - обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике службы путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов; - снижение количества нарушений обязательных требований в сфере деятельности службы; - повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований; - совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются: - выявление проблемных вопросов применения службой обязательных требований; - выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация; - выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению; - выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению; - подготовка предложений по совершенствованию законодательства; - выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка рекомендаций по их предотвращению. 2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. В течение 2016 года на территории автономного округа службой осуществлялся региональный строительный надзор на 873 объектах капитального строительства и реконструкции. Количество проведённых проверок объектов капитального строительства составило 1210. Количество выявленных нарушений составляет 12011. По фактам выявленных нарушений в 2016 году службой приняты следующие меры. Составлено 1337 предписаний об устранении выявленных нарушений. в том числе: в I полугодии – 500, во II полугодии – 837. Во втором полугодии 2016 года составлено предписаний об устранении выявленных нарушений на 67,4 % больше, чем в первом полугодии. Выявлено 75 административных правонарушений, в том числе: в I полугодии – 33, во II полугодии – 42. Общее количество административных наказаний, применённых службой в результате проведённых проверок составляет 72, в том числе: в I полугодии – 31, во II полугодии – 41; в виде административных штрафов – 47, в том числе в I полугодии – 26, во II полугодии – 21; в виде предупреждения - 25, в том числе: в I полугодии – 20, во II полугодии – 5. Должностными лицами службы до вынесения постановлений о назначении административных наказаний, обеспечивается всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению таких правонарушений. В целях предупреждения совершения новых правонарушений, на регулярной основе проводится целенаправленная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями либо с их представителями, по вопросам проведения проверок, оформления документов, возможных последствий несоблюдения тех или иных обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности. Застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства направляются информационные письма об изменениях законодательства, предусматривающего административную ответственность в области строительства. В 2016 году предписания службы и постановления о назначении административного наказания в судебном порядке не оспаривались. 2.1. Анализ и обобщение выявленных специалистами службы нарушений и мер направленных на устранение их негативных последствий. В настоящем аналитическом материале касающегося нарушений выявленных при осуществлении строительного надзора приведены обобщенные сведения об основных нарушениях выявленных службой в 2016 году. Перечень наиболее часто встречающихся нарушений требований нормативных документов и проектной документации, зафиксированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году приведен в приложении к настоящему обзору. При подготовке анализа учтены основные положения нормативных документов по вопросам организационно-правового порядка и качества строительства. В работе использованы классификационные признаки критических и значительных дефектов, разработанные на основе требований нормативных документов и приведенные в «Классификаторе основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов»», утвержденном Главной инспекцией Госархстройнадзора России. Основным звеном, осуществляющим контроль качества строительно-монтажных работ, повышения надежности и долговечности зданий и сооружений, являются органы Государственного строительного надзора.

Под контролем службы в 2016 году находилось 164 объекта жилья и социальных объектов, 5 объектов здравоохранения, 28 объектов физической культуры и спорта, 5 объектов агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, 188 объектов освоения и обустройства месторождений, 15 объектов перерабатывающих производств, 10 объектов строительства автомобильной дороги Надым – Салехард и т.д.

По результатам проведённых проверок объектов капитального строительства составлено 1297 актов проверок. Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений составило 1337. Количество объектов, на которых в ходе проверок выявлены критические и значительные дефекты: - критические дефекты – 42; - значительные дефекты – 68. Все выявленные дефекты внесены в предписания и в последующем устранены. Все эти меры способствовали улучшению качества строительно-монтажных работ и производимых строительных материалов, конструкций и изделий, уменьшению количества объектов, строящихся с критическими дефектами. По результатам проведенных проверок отмечены основные нарушения при организации и ведении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: - строительство отдельных объектов ведётся без оформленных в установленном порядке разрешений на строительство; - работы ведутся по проектной документации не прошедшей Государственную экспертизу; - строительно-монтажные работы осуществляются без утвержденного проекта организации строительства; - низкое качество проведения строительного контроля подрядными организациями, застройщиками (заказчиками); - недостаточно эффективно осуществляется входной контроль применяемых при строительстве объектов железобетонных конструкций, других строительных материалов. Вследствие этих упущений в организации строительного производства, вопросы, возникающие в процессе разработки проектных решений и строительства объектов, остаются без должного внимания, что при стечении определенных обстоятельств может привести к обрушению конструкций, несчастным случаям, удорожанию и снижению качества строительства. Важной работой, связанной с предотвращением аварий и аварийных ситуаций, является изучение их причин и связи с различными факторами в ходе создания и эксплуатации строительной продукции. Анализ материалов расследования причин произошедших на территории Российской Федерации аварий на строящихся и эксплуатируемых зданиях, позволяет классифицировать их основные причины по семи характерным признакам. Эти признаки определены в зависимости от установленных нарушений, а также их влияния на состояние здания, сооружения или отдельных конструктивных элементов и приведены в порядке частоты их повторяемости. Нарушение правил технической эксплуатации зданий и сооружений (39,4%). Нарушение требований нормативных документов и отступления от проектов при производстве строительно-монтажных работ (27,3%). Просадки фундаментов эксплуатируемых зданий, вызванные подвижками грунтов основания при производстве вблизи их земляных и свайных работ (12,1%). Применение непроектных изделий, низкое качество сборных железобетонных конструкций (9,1%). Ошибки в проектных решениях (6,1%). Превышение расчетных нагрузок на конструкции в процессе эксплуатации при производстве ремонтных работ (3%). Несанкционированная разборка выведенных из эксплуатации зданий (3%). Анализ материалов расследования причин аварий указывает на то, что чаще всего причиной является невыгодное сочетание нескольких факторов, влияющих на эксплуатационные свойства строительной продукции и носящих, в соответствии с классификацией, критический характер. При этом здания и сооружения, возводимые по различным конструктивным решениям и из различных видов строительных материалов, имеют свои особые характерные для них виды нарушений, которые необходимо учитывать при ведении надзора за строительством объектов. Необходимо обратить внимание, что характерные признаки основных причин аварий зданий и сооружений в Российской Федерации, в той или иной степени повторяемости встречаются при строительстве и эксплуатации объектов на территории автономного округа и являются следствием отступлений от проектных решений и нарушений правил производства строительно-монтажных работ, изготовления строительных конструкций.

2.2. Анализ обращений (жалоб) на соблюдение прав юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации проверок. В течение 2016 года службой осуществлялась работа по рассмотрению 23 обращений граждан по вопросам устранения нарушений законодательства, строительных норм и правил при строительстве объектов капитального строительства, устранения дефектов, образовавшихся в процессе эксплуатации объектов. Обращения, в которых предлагались к рассмотрению вопросы, не входящие в компетенцию службы, направлялись по подведомственности с целью их рассмотрения и подготовки ответа заявителям, о чём заявителей информировали в письменной форме. Результатом этой работы стало то что в 2016 году предписания службы и постановления о назначении административного наказания в судебном порядке не оспаривались. 2.3. Соблюдение сроков проведения проверок.

В 2016 году нарушений сроков проведения проверок не выявлено. Подконтрольные субъекты с жалобами о нарушении службой сроков проверок в службу и другие надзорные органы не обращались. 2.4. Оформление результатов проверок и принятие мер к лицам допустившим нарушения, привлечение юридических лиц и должностных лиц к административной ответственности за административные правонарушения. В части строительного надзора по фактам выявленных нарушений в 2016 году службой приняты следующие меры. Составлено 1337 предписаний об устранении выявленных нарушений. Общее количество административных наказаний, применённых службой в результате проведённых проверок составляет 72, в том числе: в виде административных штрафов – 47, в том числе в I полугодии – 26, во II полугодии – 21; в виде предупреждения - 25. Общая сумма штрафов наложенных за нарушения законодательства составляет 2431,8 тыс. руб. Административные штрафы применены к 34 юридическим лицам, общая сумма штрафов – 2277,0 тыс. руб., к 11 должностным лицам, общая сумма штрафов – 141,0 тыс. руб., к 1 индивидуальному предпринимателю, общая сумма штрафов - 10,0 тыс.руб., к 5 физическим лицам, общая сумма штрафа - 3,8 тыс.руб. 2.5. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях. Информация о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялся региональный государственный строительный надзор, в результате нарушений требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также, если такие нарушения привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 2016 году в службу не поступала. Внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда не проводилось. 3. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений. Проведенный в 2016 году анализ нарушений допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории автономного округа показывает ежегодную повторяемость вышеперечисленных нарушений и указывает на то, что одной из актуальных проблем является необходимость изучения участниками строительства причин, приводящих к возникновению нарушений, и проведение необходимой профилактической работы по их предотвращению. Требуемое качество и надежность зданий и сооружений напрямую зависит от эффективности осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер по контролю за созданием строительной продукции. На основании настоящего обзора, учитывая взаимную заинтересованность в качественной строительной продукции, участникам строительства предлагается: - обеспечить на всех объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта функционирование систем входного, операционного и приемочного контроля качества работ, строительных материалов, конструкций и изделий в соответствии с требованиями нормативных документов; - обеспечить эффективность строительного контроля заказчиком или застройщиком, авторского надзора проектных организаций с проведением, в случае необходимости, обучения работников, занятых в сфере контроля и надзора за качеством строительства; - организовать постоянный контроль за состоянием несущих конструкций на строящихся зданиях и сооружениях, обратив особое внимание на объекты, где работы временно приостанавливались. Приложение: Перечень наиболее часто встречающихся нарушений требований нормативных документов и проектной документации, зафиксированных при осуществлении государственного строительного надзора на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году приведен в приложении к настоящему обзору.
  • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению государственного строительного на